[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: VivalzarD  
Мифологические птицы
Анна_ГельдиДата: Понедельник, 17.11.2008, 11:24 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 100
Статус: Offline
Симург- бессмертная птица, гнездящаяся в ветвях Древа Познания. Бертон приравнивает
ее к скандинавскому орлу, который, согласно Младшей Эдде, наделен всезнанием и
гнездится в ветвях Вселенского Древа, называемого Иггдрасиль.
В "Талаба" (1801) Саути и в "Искушении святого Антония" (1874) Флобера упоминается
Симург Анка. Флобер низводит его до положения слуги королевы Белкис и описывает
как птицу с оранжевым металлическим оперением, с человеческой головкой, с четырьмя
крыльями, ястребиными когтями и огромным павлиньим хвостом. В первоисточниках
Симург - особа более важная. Фирдоуси в "Книге о царях", где собраны и переложены в
стихи древние иранские легенды, называют его приемным отцом Заля, отца героя его
поэмы. Фарид-ад-Дин Аттар в XIII веке возвышает его до символа или образа
божественности. Это изложено в "Мантик-аль-Тайр" ("Беседе птиц"). Содержание
аллегории, состоящей из примерно четырех с половиной тысяч двустиший, прелюбопытно.
Обитающий где-то далеко царь птиц Симург роняет в центре Китая великолепное перо;
птицы, которым постыли раздоры, решают отыскать его. Они знают, что имя царя
означает "тридцать птиц", знают, что его дворец находится на Кафе, горе, или горной
кольцевидной гряде, окружающей землю. Вначале некоторые птицы выказывают малодушие:
соловей ссылается на свою любовь к розе; попугай - на свою красоту, ради которой он
должен жить в клетке; куропатка не может расстаться со своими холмами, цапля - с болотами
и сова - с развалинами. В конце концов они пускаются в дерзновенное это путешествие;
преодолевают семь долин или морей; название предпоследнего из них "Головокружение",
последнего - "Уничтожение". Многие паломники дезертируют, другие погибают при перелете.
Тридцать же, достигших благодаря своим трудам очищения, опускаются на гору Симурга.
Наконец они ее узрели, и тут они понимают, что они-то и есть "Симург" и что "Симург" – это
каждая из них и все они вместе.
Космограф Аль Казвини в своих "Чудесах творения" утверждает, что Симург Анка живет
семьсот лет, и когда у него подрастает сын, отец разжигает костер и бросается в огонь. Как
отмечает Лейн, это напоминает легенду о Фениксе.

Птица Рух (или, как ее иногда называют, "Рок") - это сильно увеличенный орел или гриф,
а некоторые полагают, что его образ навеян арабам каким-то кондором, заблудившимся
над Индийским океаном или Южно-Китайским морем. Лейн эту гипотезу отвергает, по
его мнению, мы тут скорее имеем дело со "сказочным представителем сказочного племени"
или же с синонимом для персидского Симурга [Симург - в иранской мифологии вещая
птица]. Птица Рух известна Западу благодаря "Тысяче и одной ночи". Читатель помнит,
что Синдбад (во втором своем путешествии), брошенный своими спутниками на острове,
увидел: "Огромный белый купол, высившийся на фоне неба. Я обошел вокруг него, однако
входа не обнаружил и не смог проникнуть в него ни силой, ни хитростью - слишком
гладкой и скользкой была его поверхность. И гак, я приметил место, где стоял, и обошел
вокруг купола, дабы измерить его окружность, и насчитал добрых полсотни шагов".
Немного спустя большая туча закрыла солнце, и Синдбад, "подняв голову... увидел, что
это было не облако, а огромная птица гигантского размера и с необычайно огромным
размахом крыльев..."
То была птица Рух, а белый купол, разумеется, был ее яйцом. Синдбад привязывает себя
тюрбаном к ноге птицы, и на следующее утро взмывает с нею ввысь, а затем, отвязавшись,
остается на вершине горы, причем Рух ничего этого не замечает. Рассказчик прибавляет,
что Рух питается змеями, да такими огромными, что они могли бы зараз проглотить слона.
В "Книге" Марко Поло о путешествиях (III, 36) мы читаем: "Жители острова (Мадагаскара)
сообщают, что в определенную пору года из южных краев прилетают удивительные птицы,
которых они называют "Рух". С виду они напоминают орла, только размерами куда огромней;
они так громадны и могучи, что лапами своими хватают слона и поднимают его в воздух, а
поднявши, бросают на землю, дабы его убить и потом расклевать вплоть до костей. Люди,
видевшие эту птицу, утверждают, что крылья ее в развороте достигают с края до края
шестнадцати шагов, а перья имеют в длину восемь шагов и соответственную ширину".
Марко Поло прибавляет, что китайские послы, возвратясь, доставили Великому хану [имеется
в виду монгольский властитель Кубла Хан (1215-1294), у которого Марко Поло находился в
услужении шестнадцать лет] перо птицы Рух. На персидской иллюстрации в книге Лейна
изображена птица Рух, несущая в клюве и в лапах трех слонов, "соотносящихся с нею по размерам,
как полевые мыши и сокол", замечает Бертон.

Феникс
В монументальных изваяниях, каменных пирамидах и мумиях египтяне стремились
обрести вечность; вполне закономерно, что именно в их стране возник миф о
бессмертной, возрождающейся птице, хотя последующая разработка мифа совершена
греками и римлянами. Эрман пишет, что в мифологии Гелиополиса Феникс (benu) –
это покровитель юбилеев, или больших временных циклов; Геродот в знаменитом
пассаже (II, 73) излагает, с оговорками о своем недоверии, первоначальную версию легенды:
"Есть там другая священная птица, которую я видел только нарисованной, и имя ей
Феникс. Увидеть ее вживе удается редко, настолько редко, что, коли верить жителям
Гелиополиса, прилетает она в Египет один раз в пятьсот лет, а именно - когда погибает
ее отец. Ежели по величине и форме она такова, как ее описывают, то ее облик и стать
весьма напоминают орла, а перья у нее частью золотистые, частью красные. Чудес же
о ней рассказывают столько, что, хотя, на мой взгляд, они не слишком заслуживают
доверия, я должен о них написать. Дабы перенести тело своего отца из Аравии в Храм
Солнца, птица Феникс прибегает к следующему способу: прежде всего она лепит яйцо
из мирры, по величине такое, чтобы у нее хватило сил его нести, и потому, пока его
лепит, все время пробует на вес, справится ли с ним; затем она выгребает из него середину,
пока углубление не вместит тело ее отца, которое она там закрепляет комками мирры,
заполняя ими полость, пока вес яйца вместе с трупом не сравняется с тем весом, когда
оно было сплошным; затем, залепив отверстие, кладет яйцо себе на спину и летит с ним
в Египет в Храм Солнца. Вот такое рассказывают об этой птице, правда ли это или ложь".
Лет через пятьсот Тацит и Плиний подхватили чудесную историю: первый честно признал,
что всякая древность темна, но, судя по легенде, срок жизни Феникса тысяча четыреста
шестьдесят один год ("Анналы", VI, 28). Также и второй автор занимался продолжительностью
жизни Феникса; он отметил (X, 2), что, согласно Манилию, Феникс живет Платонов, или
великий, год. Платонов год - это время, за которое Солнце, Луна и пять планет возвращаются
в изначальное положение; Тацит в "Диалоге об ораторах" определяет его как двенадцать
тысяч девятьсот девяносто четыре обычных года. Древние верили, что по истечении этого
огромного астрономического цикла мировая история повторится во всех подробностях, ибо
повторятся влияния планет; таким образом, Феникс становится как бы символом или образом
вселенной. Для большего сходства стоики учили, что мир погибает в огне и возрождается в
огне и что этому процессу не будет конца и не было начала.
С годами механизм рождения Феникса упростился. Геродот упоминает о яйце, Плиний - о
червяке, но Клавдиан в конце IV века уже описывает в стихах бессмертную птицу,
возрождающуюся из пепла, наследницу самой себя и свидетеля многих веков.
Миф о Фениксе - один из самых распространенных. К уже упомянутым авторам можно
прибавить Овидия ("Метаморфозы", XV), Данте ("Ад", XXIV), Шекспира ("Генрих VIII", V, 4),
Пельисера ("Феникс и его естественная история"), Кеведо ("Испанский Парнас", VI), Мильтона
("Самсон-борец", in Fine [в конце (лат.)]). Упомянем также латинскую поэму "De Ave Phoentice"
["О птице Фениксе" (лат.)], приписываемую Лактанцию, и англосаксонское подражание этой
поэме в VIII веке. Тертуллиан, святой Амвросий и Кирилл Иерусалимский приводили Феникса
как доказательство воскресения во плоти. Плиний высмеивает терапевтов, прописывающих
снадобья, изготовленные из гнезда и пепла Феникса.

Гарпии (хотя они и полу-девушки, полу-птицы, я отнесу их всё-же к птицам)
В "Теогонии" Гесиода гарпии - это крылатые божества с длинными распущенными волосами,
летающие быстрее птиц и ветров; в третьей книге "Энеиды" - птицы с лицами дев,
крючковатыми когтями и нечистым брюхом, бледные от голода, который не могут утолить.
Они спускаются с гор и пачкают праздничные столы. Они неуязвимы и зловонны, с пронзительным
писком все пожирают и все превращают в экскременты. Сервий, комментатор Вергилия, пишет,
что, подобно тому как Геката - это Прозерпина в аду, Диана на земле и Луна на небе, за что и
называют ее трехликой богиней, так и гарпии - это фурии в аду, гарпии на земле и демоны
(dirae) на небе. Их также путают с парками.
По велению богов гарпии ополчились на царя Фракии, который открыл людям их будущее
или купил себе долго-житие ценою своих глаз и был наказан солнцем за то, что оскорбил его
творение. Он усаживался со всей своей свитой за стол, а гарпии пожирали и портили яства.
Аргонавты изгнали гарпий; Аполлоний Родосский и Уильям Моррис ("Life and Death of Jason")
рассказывают их фантастическую историю. Ариосто в песне XXXIII "Безумного Роланда" превращает
фракийского царя в Пресвитера Иоанна, легендарного императора абиссинцев.
По-гречески "гарпии" означает "хватающие", "похищающие". Вначале они были божествами ветра,
подобно ведийским Марутам, которые бряцают золотым оружием (лучами) и доят облака.


поживем- увидим, доживем -узнаем, выживем- учтем!
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024Сайт управляется системой uCoz