[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: VivalzarD 
ФОРУМ » Все что нам интересно » Опыт. Практики. Переживания. Методики » Язычество (Боги, культура, обряды)
Язычество
BastetДата: Четверг, 20.03.2008, 16:46 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 860
Статус: Offline
Язычество притягивает к себе любого любознательного и думающего человека не только таинственными, порой непонятными обрядами, не только забытыми, канувшими в века и извлечёнными из недр земли, памятниками культуры, но и запахом древнего леса, бескрайними речными долинами, голубоглазыми озерами, болотными топями, мужеством древних воинов, павших в борьбе за свою Священную Родину. Именно язычество помогало древнему человеку противостоять неизвестной и враждебной стихии, делая мир ближе и понятнее. Именно язычество поможет современному человеку снова найти единение с природой, сохранить свою самобытную культуру, расу и страну.

ЯЗЫЧЕСТВО (от церковнославянского языцы - народы, иноземцы), обозначение нехристианских, в широком смысле-политеистич. религий (см. Политеизм, Теизм) в лит-ре христ. народов. Боги Я. олицетворяли стихии природы: др.-греч. Зевс, инд. Индра, кельт. Таранас, сканд. Тор, балт. Перкунас, слав. Перун - громовержцы, боги неба; др.-греч. Гелиос, егип. Ра, слав. Дажбог - боги солнца; др.-греч. Нептун, инд. Варуна - боги вод и т. п. Наряду с ними почитались низшие демоны, духи лесов, источников - нимфы, дриады, леший, водяной и т. п. Суть языч. культов - магическое воздействие на природу. Циклы постоянного возрождения природы, биол. и хоз. жизни коллектива (рода, общины) в представлении язычников были взаимосвязаны. Поэтому "календарные" с.-х. праздники включали также "семейные" торжества - свадебные обряды, пиршества и т. п. Языч. (антич. и др.) культы сменялись т. н. мировыми религиями (см. Христианство, Ислам, Буддизм). Родо-плем. культы не удовлетворяли идеологии развитого классового общества. В Киевской Руси попытка кн. Владимира Святославича создать общегос. языч. пантеон (980) не удалась, что привело к крещению Руси в 988-989. Центрами новой религии стали города, в деревнях (по археол. данным) языч. обряд погребения под курганами сменился христианским к 13 в. Языч. боги в нар. верованиях персонифицировались христ. святыми (Перун - Ильёй Пророком, Белее, покровитель скота - Власием и т. д.), но сохранилась вера в домовых, леших и т. п. Я. было вытеснено офиц. религией в область народной культуры: соблюдение христ. обрядности (церк. службы, посты и т. п.) сочеталось с общинным отправлением аграрных культов, участием в пирах и игрищах, с к-рыми боролись ср.-век. церковники, объявлявшие также языческими и различные формы иск-ва и народного творчества. С др. стороны, церковь включила в число христианских главные языч. праздники, чтобы подчинить своему влиянию общинные культы (напр., Масленица, Карнавал). Сложившееся т. о. "двоеверие" сохранялось до нач. 20 в. (Использованы материалы Большой советской энциклопедии.)


Жизнь-это то,что случается с нами,пока мы строим планы на будущее...

 
lordmadДата: Среда, 26.03.2008, 18:09 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Статус: Offline
обряды посвящённые чернобогу можете дать?
 
BastetДата: Четверг, 27.03.2008, 10:20 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 860
Статус: Offline
Обряды, посвящённые Тёмным Богам, бывают: общие и частные, Кологодные и самостийные, величальные и обережные.
Общие обряды проводятся в кругу сородичей Родноверов, частные – самостоятельно.
Кологодные обряды всегда приурочены к той или иной точке Годового Круга, самостийные же – могут проводиться в любое время, по мере необходимости.
На величальных обрядах Тёмным Богам воздают положенные Им почести и возносят должные хвалы. На обережных обрядах – просят, насколько сие возможно, отвести Недолю и всякое лихо, ограждая себя и сородичей, дом и двор, скот и приплод волшебными оберегами: чирами, чароставами (начертанными волховскими знаками) и особливыми заклинаниями.
Совершаются обряды, посвящённые Тёмным Богам, чаще в вечерних сумерках либо в нощи, в отличие от дневных обрядов, посвящённых Светлым Богам.
Хороводы на обрядах, посвящённых Тёмным Богам, водят противосолонь (против движения Солнца по Небу), в отличие от хороводов, водимых посолонь (по Солнцу) во славу Светлых Богов.
Требы Тёмным Богам всегда приносят «спустя рукава» – то есть не касаясь их голыми руками, но беря их через рукава, рушники либо рукавицы.
Наиболее распространённый способ почитания Тёмных Богов – это принесение Им в требу сосуда с комьями сухой земли, разбиваемого о посвящённый Им Камень, огороженный с четырёх сторон либо обведённый обережным кругом.
Духов-навей чтят, бросая им требы через левое плечо. Некоторые требы Тёмным Богам зарывают в Землю или топят в воде. При необходимости принесения требы через Огнь, вырывают в Земле углубление и опускают туда поленья, выкладывая из них краду, на кою затем и возлагается треба.
Во время некоторых особливых радений сведущие люди посредством тех или иных упражнений вводят себя в состояние особой восхищенности души и, оставляя на время свою плоть в Мире Яви, странствуют бесплотным духом по Миру Нави. Остальные же участники обряда стоят в это время, скрестив руки со сжатыми кулаками на груди – в позе обережной, дабы смерть тут раньше срока своего не принять.

Обращение к Чернобогу:
Чернобога же величают, обратившись лицом на полночь (север):
"ХОДАЙ ЧЕРНОБОЖЕ КОЛО ОКРУТЕ
ПОДАЙ ЧЕРНОБОЖЕ ИНОВОЙ СУТИ
ОТВЕДИ ГРОЗНЕ ИНОВУ СРЕЧУ
УМЕРТВИ СТРОЖЕ ТЯГОСТИ С ПЛЕЧЕЙ
А СТА ВЕЛИКИЙ В ОБЕРЕГ НОЩИ
А ДАЖДЬ ВО МРАЦЕ ПРОЗРЯЩИ ОЧИ!
ГОЙ!"


Жизнь-это то,что случается с нами,пока мы строим планы на будущее...

 
BastetДата: Вторник, 08.04.2008, 10:19 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 860
Статус: Offline
О Характерниках

- Внук, хватит тебе уже твою грамоту учить, совсем замордуешься, далось же твоим родителям, что самое лучшее образование в христианской школе.
-Дед, ну подожди немного, сейчас дочитаю про борьбу с колдунами, интересно же.

- Про колдунов, говоришь, ну-ну, а не рановато вам про такое читать то?
- Ну, если честно, мы это через год только учить будем, но ведь не запрещено?
- Да нет, только тогда тебе не читать, а слушать надо, сворачивай свои талмуды, расскажу-ка я тебе про колдунов наших, ворожбитов или как их называют - характерников.
- А ты знаешь?
- Давно на свете живу и много чего знаю. Садись и слушай, только никому не слова, а то беда случиться может.
- Дед, я никому не скажу, ты только начинай быстрей, интересно же.
- Значит так, издревле на Руси жили колдуны, откуда их колдовство пошло - неизвестно, не любили они распространяться об этом, в языческие времена их не трогали, а можно сказать - поощряли. Могущество их уважали, да и мало их было. А потом, когда христианство завели у нас, так не очень почетно это стало, да и ушли колдуны на пороги Днепровские жить али еще куда, но в основном туда. Не зря казаки это место потом облюбовали - силы там много было, да и стариков-характерников найти можно было, а те с радостью к казакам присоединялись там их уважали, они нужны там были.
- Дед, а почему их характерниками называют?
- Точно не знаю, одни говорят, что они это из санскрита взяли и значит это по ихнему «наделенный божественной силой», другие, что это у них с японцами схоже у них «хара» один из центров силы, отсюда и характерники - люди, использующие хару, много всякого думают и предполагают, а точно и сами характерники не знают, к тому же народ их просто называл ворожбитами али еще как.
Так вот, значит, во запорожские времена у них расцвет новый был, вольно они ремеслом своим занимались, хотя и странно это было, так набожными все были, от них кстати выражение пошло "в бога верь, но и чёрта не забывай", они-то не забывали, но проблем у них от этого много было, охоты на них не было, но и благословения им не давали.
- Дед, так а как же они так - они что и верующими были, и колдовали?
- Да, самые умные и сильные дивились порой такому обороту, но поделать нечего не могли, тогда христиане все были и верили все и даже ворожбиты спасение находили - они специально на свои деньги несколько монастырей построили для того, чтоб могли в старости прийти грехи замаливать.
- А инквизиция их не убивала что ли, это ж запрещено все было?
- Это католики верное учение искривили и убивали всякого, кто им не по нраву был, а мы, православные, убивали совсем редко, чуть чаще от церкви отлучали, а в целом никто их не трогал, так как у нас помнили, что древнее это ученье, древнее креста, и уважали потому, да и не было у нас такой инквизиции никогда, как у католиков.
- Дед, а что они умели?
- Всякое умели, травники они великолепные были, каждую травинку знали, что оно такое, как использовать можно, они вообще мир знали отлично, невидимое видели, со временем договаривались, еще они превращенцами часто были, оборотнями то бишь по современному, летать умели, убить их сложно было, вояками они непобедимыми были, раны любые лечили моментально, пули руками ловили, да и дрались они магию свою используя, бывало возьмет характерник две сабли и, как мельница, всех на пути в капусты покрошит. Много в общем всякого, но мало их было десятка два на поколение, ну это именно характерники, которые пользовались силой своей, а сколько которых не умели ей пользоваться - бес и тот не знает. Тайны они любили, один ученик обычно у характерника бывал.
- А если их так сложно убить было, от чего же они умирали?
- Старость штука страшная, они могли жить гораздо дольше срока, но все равно умирали, хотя говорят, что некоторые и от смерти уходили, по-настоящему причем, а то ведь, бывало, умрет колдун такой, его закопают, а он через день живым трупом ходит. И в бою умирали, они ж скрытные были и бывало могли с отрядом на армию пойти, а знаешь как оно бывает - от десяти пуль увернешься еще десяток словишь, а еще одна в сердце угодит, если рядом другой характерник есть, он-то помочь может, а самому сложно это хотя вот был великий атаман Сирко и колдун великий был, он говорят давал ради шутки и стрелять в себя и на куски резать, пока не умер он не понятно как, хотя казаки руку сохранили и говорят: «Пока с ней в походи», - ходили, так не разу и не проиграли.
- Так они что с чёртом общались, что ли? Чтоб силищу такую получить то?
- Я чёрта не видел и не знаю, можно с ним общаться или нет, церковь считала, что общаются с чёртом, а они в бога верили, хоть и с чёртом за ручку ходили, так про них говорили. Странные они, конечно, были, но великие дела творили, а потом грехи замаливали перед богом, в рай стремились, хотя и пекла не боялись. И страдали они от этого хоть и грешны, но помыслами чисты, так про них тоже говорили. И правдиво это, так как зла они не делали, а все больше боролись с ним, какое находили.
- А расскажи еще, про то, что они делали?
- Хватит с тебя на сегодня рассказов, потом может быть еще будет, про кошевых атаманов запорожских.
- Дед, а ведь ты ж тоже запорожского рода?
- Да, а ты спать иди, - сказал дед и улыбнулся, погружаясь в свои мысли…

http://maxfrei.ru/magazine/index.php?itemid=4&catid=5


Жизнь-это то,что случается с нами,пока мы строим планы на будущее...

 
Лорелея_да_КассарДата: Вторник, 08.04.2008, 11:55 | Сообщение # 5
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 871
Статус: Offline
Bastet, классный рассказ... а я и не знала, кто такие характерники. Спасибо за инфу)))

Достигнув потолка, начинаешь понимать, что выше начинается чей-то пол...
 
BastetДата: Вторник, 08.04.2008, 12:08 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 860
Статус: Offline
Лорелея_да_Кассар, cool

Жизнь-это то,что случается с нами,пока мы строим планы на будущее...

 
Лорелея_да_КассарДата: Четверг, 19.06.2008, 13:02 | Сообщение # 7
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 871
Статус: Offline
10 причин по которым не стоит становится язычником

10. Наши книги бывает иногда трудно достать, а порой и невозможно и их не раздают бесплатно на улицах.

9. Когда мы делаем ошибку в жизни, мы расплачиваемся за нее сами. Никакой Христос не искупит наши грехи в обмен на покаянную молитву. Мы не можем позволить себе роскошь перекладывать наши ошибки на плечи наших Богов.

8. В нашей мифологии много недобрых существ, в христианской - только одно. Попробуй, разузнай, которое из них запрятало твои ключи!

7. По нашей вере, люди должны сами строить свою жизнь и искать в ней смысл. Ни карты жизни, ни шаблона, согласно которому надо жить, ни смысла жизни вне самой жизни языческая вера не предлагает. Человеку нужно думать, учиться и приобретать новые навыки всю жизнь.

6. Мы не можем надеяться на подачку от Бога. Чтобы в нашей жизни произошло чудо, мы должны не молиться, а закатать рукава и долго и усиленно трудиться.

5. У нас нет профессиональных служителей, которые кормили бы нас причастием с ложечки и проповедями с амвона. Мы чествуем и славим своих Богов сами.

4. Мы живем своим мировоззрением каждый час каждого дня, а не только в воскресенье утром.

3. Быть ненавидимым и высмеиваемым христианами и не вписываться в доминирующее христианское общество вовсе не модно и не круто.

2. От нашего здорового отношения к сексу и уважения к женщинам у лиц, воспитанных в христианстве, может снести крышу.

И самая главная причина, по которой HE стоит становиться язычником...

1. Все вокруг считают, что мы попадем в ад.

http://www.liveinternet.ru/users/ni...f/post78128999/ - взяла тут) очень понравилось)))


Достигнув потолка, начинаешь понимать, что выше начинается чей-то пол...
 
ArchangelДата: Четверг, 19.06.2008, 20:23 | Сообщение # 8
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 37
Статус: Offline
БЛИН!!!!! twisted только что написал отзыв на ваш материал наверное на пару страниц ворда точно, а ИНТЕРНЕТ решил по другому и вышиб меня В САМЫЙ ОТВЕТСТВЕННЫЙ МОМЕНТ!!! И все мое творчество ушло в никуда!!! cry _________________________
Ладно успокаиваюсь, дышу полной грудью, вставляю кнопки в клавиатуру...
Извиняюсь за вышеперечисленное, эмоции разбушевались, видимо так длинно расписывать все что хотелось сказать, не стоило. в краце мне очень понравился материал, и сама тема весьма интересна. В процессе прочтения я понял что пожалуй как раз отношусь к язычникам или скорее даже к характерникам (хотя ритуалов насколько я помню я не справлял). Также хочу поблагодарить за то что разрушили мой стереотип язычника и язычества. ну вот кажется все я успокоился и вновь радуюсь жизни. smile
Буду ждать продолжения обсуждения этой темы если что вспомню или найду по этой теме то выложу.
За сим прощаюсь еще раз извините за флуд и эмоции.


темный... светлый...- серый я по ситуации.
 
HunTДата: Воскресенье, 14.12.2008, 22:09 | Сообщение # 9
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 71
Статус: Offline
А сейчас живы ещё волхвы в деревнях,в лесах интересно)

Реальность - это илюзия вызванная отсутствием алкоголя...
 
Анна_ГельдиДата: Среда, 17.12.2008, 10:53 | Сообщение # 10
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 100
Статус: Offline
Quote (HunT)
А сейчас живы ещё волхвы в деревнях,в лесах интересно)

Живы)


поживем- увидим, доживем -узнаем, выживем- учтем!
 
Анна_ГельдиДата: Среда, 17.12.2008, 10:54 | Сообщение # 11
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 100
Статус: Offline
И не только в лесах)

поживем- увидим, доживем -узнаем, выживем- учтем!
 
Лорелея_да_КассарДата: Воскресенье, 01.03.2009, 10:10 | Сообщение # 12
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 871
Статус: Offline
Эта статья могла бы быть размещена в тему Шаманизм, т.к. здесь описаны тотемные животные, но я решила разместить ее здесь - речь идет о славянских представлениях.

ЖИВОТНЫЕ В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ

Волк - Зверь Дажьбогов

Волк - хорт, вовк, серый, зверь, лютый. Хищний зверь, давний сосед

славянского племени. Предок домашней собаки, во многом близок к ней по

повадкам - сбивается в стаи, плотояден и быстр.

Это сильное и опасное животное вызывало у славян противоречивые чувства. С одной стороны волк - тотемный предок многих славянских племен и память об этом крепка до сих пор. Волк по сей день внушает страх и уважение. Хотя и не смел он, в одиночку на охоту не выходит, предпочитает слабую или больную дичь. Но без нужды не убивает, в сытое лето практически не опасен.

Невры Геродота, которые обитали где-то в районе современной Белоруссии, несколько дней в году превращались в волков и это не удивляло даже древних греков. Как и у любого тотемного животного, у волка было несколько прозвищ, заменяющих настоящее имя -“серый”, “лютый”. Слово “волк” вслух не произносилось. Во многих сказках волк - это проводник по заколдованному лесу, воплощение загробного мира. Проводник, впрочем, не бескорыстный, за свои услуги волк всегда брал плату - коня или скот. В этой особенности слышны отзвуки древней справедливости, “взявши - отдай сполна”.

Темная сущность волка, странным образом связанного с луной и морозными ясными ночами пугала славян. Считалось, что волк принадлежит к миру мертвых и ведает его секреты. Унылый волчий вой заставлял содрогаться наших предков и считался дурным знаком. Услышавший его готовился к голоду, войне или жестокой зиме. Вера в оборотней-волкодлаков есть у многих европейских народов. Воткнувши в пень нож, колдун мог оборотится в волка и бегать в его шкуре до тех пор, пока нож остается на месте.

Таким образом, волк - существо двуединое. С одной стороны он тесно связан с солнечными божествами, мудрый и верный спутник, могущественный прорицатель. С другой - хищный демон, чужой зверь из мира мертвых. Помянувший страшное имя к ночи, тут же осекался и замолкал, отводя беду. Все это можно увидеть в образе оборотня - наполовину человека, наполовину зверя.

Время волка - середина зимы. Цвета - серый, белый, черный

Пословицы и приметы:

• Волка нога кормят

• Либо с волками выть, либо съеденным быть

• Сытый волк смирнее ненасытного человека

• Таскал волк, потащат и волка

• Сколько волка не корми, все в лес тянет

• Волки появляются в селениях - голоду.

• Волк дорогу перейдет - к счастью

Медведь - Зверь Велесов

Медведь - ведмедь, черный зверь, лесник, ломыга, косматый, мишка, лесной царь. Охотники различают три породы медведя: большой плотоядный - стервятник, средний -овсянник и самый малый - муравьятник.

Медведь был самым почитаемым славянским зверем. Недаром русских людей до сих пор сравнивают с медведями. По поверью медведь был воплощением бога Велеса, также очень древнего бога, образ которого сохранился со времен каменного века. Изображения медведей можно найти и на стенах пещер первобытного человека и на гербах многих городов. Пещерные медведи издавна были соседями людей, славяне считали их своими предками (помимо некоторых других тотемных животных). Медведь считался хозяином леса, хранитель его богатств. Возможно, что воздетые к небу лапы медведя, его угрожающая стойка, были переняты людьми в своих танцах и обрядах.

На вид добродушный и неуклюжий, на самом деле медведь очень силен, жесток и скор на расправу. Охотников, рисковавших выходить с рогатиной на медведя, называли на Руси “отпетыми”, то есть идущими на верную смерть. В отличие от волка-хищника, медведь всеяден и не гнушается медом, малиной и другими сладкими ягодами. За пристрастие к разорению ульев диких пчел, получил он и свое прозвище - мед-вед (знающий мед). Истинное его имя - бер, об этом говорит название медвежьего жилища - берлога (логово бера). Кстати, берлога считалась одним из проходом в Подземный мир, а ее хозяин - сторожем Навьего царства. Медведь забирается в свое логово с наступлением зимы, а выбирается с первыми теплыми весенними днями. В дни зимнего противостояния (Коляд) медведь переворачивался в берлоге, знаменую поворот годового колеса.

Так же, как и волк, медведь мог быть оборотнем. Только, как правило, медведь превращался в человека, тогда как с волком случай обратный. Эта особенность говорит в пользу того, что с медведем люди столкнулись раньше и считали своим основным предком, то есть человек произошел от медведя через обряд оборотничества, и лишь затем научился принимать облик волка, зайца и других зверей.

Время медведя - конец зимы. Цвета - коричневый,черный

Пословицы и приметы:

• Силен медведь, да в болоте лежит

• Не дано медведю волчьей смелости, а волку - медвежьей силы

• Не прав медведь, что корову съел, не права корова, что в лес пошла

• Не продавай шкуры, не убив медведя

• Два медведя в одной берлоге не живут

• Счастлив медведь, что не попался стрелку, счастлив и стрелок, что не попался медведю

• Медведь в берлоге на другой бок переворачиватся, зима с летом встречается (про Сретенье, отмечаемое 15 февраля).

Лиса - Зверь Макошев

Лиса - лисичка, лиска, рыжая, Патрикевна, кума.

Лиса - это яркий женский образ в животном мире, спутница и воплощение Макоши - богини судьбы и урожая. Славяне почитали лису за хитрость, изворотливость и смекалку, называли ласково кумой и сестрицей. За рыжий цвет лисицу сравнивали с огнем, а еще с грозовой тучей из-за бурого оттенка шубы. В Сибири предрассветный сумрак, когда солнечные лучи окрашивали небо в темно-оранжевый цвет, назывался лисьей темнотой. Но с лисой также связывали и зимнюю стужу, болезни и немочи, вызываемые холодом. Этим родством лиса обязана Маре, богине зимы, возможно ипостаси Макоши.

Время лисы - начало и середина зимы. Цвета - красный, рыжий, коричневый

Пословицы и приметы:

• Лисичка всегда сытей волка бывает

• Лисой пройти - хитростью

• Кто в чин вошел лисой - править волком будет

• Кабы лиса не подоспела, то овца волка бы съела!

• Лиса и во сне кур считает

• Лиса дорогу перебежала, быть беде.

• Лисий лай услышать - к несчастью.

Заяц - Зверь Ярилин

Заяц - скоромча, выторопень, ушкан, кривень, косой, лопоухий, билей, беляк,зец. Вешнего зайца называют яровик, ранней зимой - настовник, осенью - листопадник, а летом - травник или летник.Степного зайца, который не меняет на зиму цвет шубы и остается весь год серым, называют русак. Беляк живет в лесах и зимой белеет, прячась от врагов.

Заяц был в чести у славян, как животное, символизирующее молодую, ярую силу, мощь нарождающейся жизни.Заяц труслив, проворен, ловок и быстр, чрезвычайно плодовит.

Заяц, как и глухарь, был посвящен Яриле - весеннему богу солнца и продолжения рода.Заяц хитер и этим спасает себе жизнь, противостоя грозной, но не очень разумной силе прочих животных. С ним часто соотносили весеннее безумие,наступающее в марте. Предчувствуя радость совокупления, обычно осторожный заяц теряет голову и легко попадает в лапы хищников. Несмотря на свою трусливость, заяц всегда бьется до конца, отбиваясь от врага мощными задними лапами.

За быстроту и легкость, зайца сравнивают то с лучом света, бегущим по воде, то с синими искорками на угольках костра. Индийцы считали зайца (saya) лунным животным,из-за его белой шубы, сравнивая с отблесками луны на водной глади. С приходом христианства, образ зайца, как древнего тотемического животного и объекта поклонения, был объявлен нечистым. Отсюда и примета - перебежал заяц дорогу, быть беде. ‘Пень тебе да колода, нам путь да дорога’, говорят вслед убегающему зайцу, чтобы отогнать беду.

Часто быстрых зайцев сравнивали с молниями, верным спутниками громового бога Перуна. Молнии называли еще морскими зайчиками, которые купаются в море дождя, стремительно рассекая водяные струи. Зайцы, как и другие грызуны - белки и бурундуки имеют крепкие зубы,разгрызающие самое крепкое дерево, подобно молниям. Зайцы и белки несли с собой бурю и ненастье, губительное для людей. Плывущий в бурю, никогда не упоминал имени зайца, опасаясь гнева водяного. Первая весенняя охота на зайца посвящалась верховному богу - громовику и символизировала приход нового сезона. Как Перун преследовал трусливые молнии, которые спешили укрыться от его гнева в темные тучи, так и охотники загоняли зайцев и белок, во славу громовика.

Время зайца - начало весны. Цвета - белый и серый

Пословицы и приметы:

• Без собаки зайца не поймаешь

• Коня положили, да зайца уходили

• За двумя зайцами погонишься, и одного не поймаешь

• Заяц по селу бежит - к пожару

• Заяц дорогу перебежал - к несчастью

Кабан - Зверь Перунов

Силен медведь, люты волки и рыси, но наперед всего боялся охотник в лесу схватиться один на один с грозным вепрем-кабаном. Упрям и жесток этот хищник, а если разозлить его - то смерть от его клыков не заставит ждать. Неукротимость, воинственность кабана внущали уважение и этого зверя по праву посвятили Перуну - богу грозы и военной власти. В Днепре обнаружили дуб, в который было вставлено девять кабаньих челюстей, очевидно в ритуальных целях. Об этой связи говорит и пословица: ’ На людях Илья - а дома свинья!’. Илья Пророквпитал многие черты Перуна. А свинья - многие черты кабана.

С древних пор кабан символизировал воинскую доблесть, но вместе с тем - и жадность, городость, похотливость, попрание целомудрия. Отношение к их одомашненным родичам - свиньям также было противоречиво. С одной стороны, упитанная и плодовитая свинья - воплощение сытости, богатства и благополучия. В индоевропейской традиции свинья - символ роющего землю плуга, весеннего буйства природы.

Славяне подмечали таинственную древнюю связь между поведением свиней и приближеним ненастья, ураганного ветра.Золотая щетина, приписываемая борову по легенде - это поэтический образ грозовой тучи, освщенной лучами летнего солнца. Острые зубы вепря - молнии, спадающие с темного тела тучи. Этот образ роднит кабана и свинью с многими грызунами - белками, зайцами, бобрами, крысми и мышами, также посвященными Перуну.

Несмотря на питательное свиное мясо и сало, склонность этих животных к грязи, неразборчивость в еде, упрямство и жадность, доставшиеся от диких собратьев, принесли им дурную славу. Часто свиньи относились к миру смерти и тьмы. У множества народов есть предания о превращении людей за чрезмерную похотливость и стремление к наживе в диких свиней. Одержимость свиней демонами - древняя мифологическая традиция, корни которой уходят в египетские сказки. Сет обратившись в черную свинью, ослепил Гора и лишь сам Ра смог излечить его.

Пословицы и поговорки про свиней исполнены презрения и плохо прикрытого страха. У свиньи нет рогов и клыков, а кабы были… И злорадствуют люди на ними, до сих пор дрожа от древнего ужаса перед Перуновым зверем… Недаром белый цвет свиной шкуры сравнивают с холодными грязно-белыми облаками, закрывающими солнце в короткие зимние дни.

Время кабана - конец лета. Цвета - золотой, бурый.Время свиньи-начало зимы. Цвета-белый, серый

Пословицы и приметы:

• Была у свинки золотая шерстка, да в грязи завалялась, отняли.

• Где свинье на небо глядеть!

• Сердит да бессилен - свинье брат.

• Гусь свинье не товарищ.

• Не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами.

• На медведя идешь, соломки стели. На кабана идешь - гроб теши.

• Не пинай свинью - заболеешь.

• Свиньи хрюкают - к беде.

• Свинья чешется - к теплу, а визжит - к ненастью.

• Свинья сено ест - к голоду или к худому покосу.

• Свинья скажет борову, а боров - всему городу

Кошка - Зверь Велесов

Дикие кошки и рыси - лесные хищники, наделенные острым зрением, невероятной гибкостью, живучестью и терпением. За ночной образ жизни была причислена к вредным духам и силам. С самых давних временен кошки живут рядом с человеком и лишь дикие рыси до сих пор остаются грозой северных лесов.

Известна любовь кошек к ласке, домашнему теплу, чистоте и уюту. Вместе с тем кошки - самые независимые и гордые животные среди прирученных человеком. Кошками называют людей скрытных, ласкательных и лживых.

Если кошка - ярко выраженный женский образ, животное, любящее домашний уют, то кот - вольное, бродячее существо, воплощение похотливости и скрытой мощи. Ученый кот-баюн (рассказчик) - частый гость славянских сказок. Его звучный голос отпугивает духов на многие версты вокруг.

Кошки привязаны к дому более всего, даже больше, чем к хозяину. Бывали случаи, что кошка оставалась в старом холодном доме, когда люди переселялись в новый. Этим кошки напоминают домовых, верных своему углу до полного его разрушения.

Черных кошек считали помощниками колдунов и ведьм, встретится с ними - плохой приметой. На кошках и козлах разъезжали колдуньи. В тело кошки может вселиться враждебный дух, спасаясь от преследования или для проникновения в жилище человека. В таком виде ведьма может до смерти укатать лошадь или даже человека.

Оборотня-кошку еще называли кошколаком. Кошка, перепрыгнув через мертвеца, непременно обратит его в вампира. Убивший кота - навлечет на себя семь лет бед и несчастий.

Вечное противостояние кошки и мыши отражает борьбу двух сил - земной и подземной, накапливающей и созидающей, темной и скрытой (Велес) и небесной, яростной и обновляющей грозовой мощи (Перун).

Время кошки - зима. Цвета - черный, белый

Пословицы и приметы:

• Черный кот хвост из трубы кажет (дым)

• Белая кошка лезет в окошко (о рассветном солнце)

• Кошка умывается - к гостям или перемене погоды.

• Лежит кошка брюхом вверх - к теплу, прячет голову - к холоду, распушает хвост - к метели.

• Кошку девятая смерть донимает (о живучести кошек)

• Язык блудлив, что кошка

• Сболтнул бы коток, да язык короток

Конь - Зверь Дажьбогов

Конь(комонь, клюся, тарпан) - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага. Славяне верили, что солнечный диск несет по небесному своду колесница, влекомая тремя конями. В пословицах и поговорках нашли отражение терпение, выносливость и неумеренный аппетит лошадей. Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы - ветра, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии.

Например, Утренняя Заря (Денница) ведет по узды сияющих белых коней (рассветные облака),отгоняя всех вредоносных созданий огненными стрелами (лучами восходящего солнца). Днем кони становятся красными (рыжими), к вечеру - сивыми(темно-серыми) и Вечерняя Зоря уводит их с небосвода. Ночь же - это вороной(черный) конь. В это время солнечный диск Хорс освещает подземный мир. Звезды и созвездия тоже сравнивали конями, а Млечный Путь с молоком небесной кобылицы. Примечательна связь коней с росой - целебной водой с сильными магическими свойствами. С появлением Солнца роса исчезает, ее выпивают небесные кони.

Кони сравнивались с быстрокрылыми птицами, воплощением всего динамического, буйного, неспокойного и вместе с тем мудрого. Природная мощь коня трудноукротима, поддается только сильному и уверенному седоку. Усмирить дикого коня на метафорическом языке означает приручить саму природу, заставить отдать часть своих безграничных возможностей. У многих народов подобное испытание входило в обряд инициации, который должен пройти каждый мужчина.

Всадник на коне - символ многогранный. Он несет с собой стремительные перемены, часто ведущие к гибели и разрушению. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет на своей спине саму Смерть. С далекого степного юга приходили орды кочевников и топот лошадиных копыт нес с собой дурные вести. С тех пор вороной огнедышащий конь - это образ всякой беды, демон, служащий темной силе. Вещий Олег погиб от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя.

На конях любят разъезжать домовые и прочие дворовые духи. Любимцев своих они ласкают и прихорашивают, а если захотят досадить хозяину - то и укатать до смерти. Священные кони были у каждого крупного языческого святилища. С конями связано множество пословиц и примет.Атрибуты лошадиной упряжи, подковы, колокольчики, конские черепа - все это считалось могущественными оберегами, защитой от бед, залогом удачи и благополучия.

Время коня - конец весны. Цвета - белый, рыжий, сивый, вороной

Пословицы и приметы:

• Конь споткнулась на пороге - к беде

• Конь воина нюхает - к гибели

• Больной бредит о конях - скоро умрет

• Ржание коня - к добру, но при расставании - к долгой разлуке

• Не в коня корм

• Царство без грозы, как конь без узды

• Счастье на коне, безсчастье под конем

• Свинья коню рылом и по хвост не вышла

• Дареному коню в зубы не смотрят

• Кто в кони пошел - тому и воду везти

Корова - Зверь Велесов

Корова – буренка, боденушка, кравица.

В пастушескую эпоху у славян корова - одно из первых и крупнейшее из сельскохозяйственных животных. Стадо тучных коров, сравниваемое с плотными белыми облаками на небосклоне, считалось первым богатством скотовода. Недаром во многих индоевропейских языках слова “деньги” и “скот” звучат одинаково. Санскритский корень “go” (как, например, в слове говядина) означал главные силы природы – небо, землю и солнечные лучи.

Корова – питающая стихия, мать и кормилица, весенняя дождевая туча, сочащаяся живительной влагой, ревущая ураганными ветрами. Дождь и роса – молоко небесной коровы, им приписывались волшебные свойства, как и обычному молоку. Белая корова символизировала утреннюю зорю, черная – ночь и тьму. Рогами этой коровы служил месяц. Черная корова весь мир поборола – загадка, ответ на которую – ночь.

С черной коровой связан и жуткий образ славянского демона – Коровьей Смерти. Этот темный рогатый дух обходит стада, заражая их опасными болезнями. Ее появлением объясняли массовый необъяснимый падеж скота. Ведьмы иногда доят коров, задаивая до смерти

Но светлые коровы - это легкие рассветные облака, которых Заря выгоняет поутру на небесное пастбище.Их молоко - это роса, в целебные свойства которой так верили наши предки.

Время коровы - середина весны. Цвета - белый, черный, рыжий

Пословицы и приметы:

• Купил мужик корову, привел домой, стал доить, ан бык; ин так и быть

• Долог у коровы язык, да не велели говорить

• Та бы корова молчала, что под медведем была

• И одна корова, да жрать здорова

• Которая корова пала, та по три удоя давала

• Утка в юбке, курочка в сапожках, селезень в сережках, корова в рогоже, да всех дороже

• Корова комола(безрога),лоб широкий, глазки узеньки, в стаде не пасется, в руки не дается - медведь

• Черная корова идет вечером впереди стада - к ненастью, пестрая - к переменной погоде, белая или рыжая - к вёдру

Бык - Зверь Сварогов

Бык – вол, вил, бугай.

Если корова – это в первую очередь дойное животное, то бык использовался главным образом для пахотных работ. Отсюда и разделение их мифологических образов. Бык – олицетворение грубой и упрямой природной силы, похотливости, решительности, ярости, которую, впрочем, можно обуздать, что и сделали воспетые в легендах первые землепашцы.

Они верили, что боги сами пахали на небесных быках и научили людей обрабатывать землю. Низкое бычье мычание породило немало сравнений и поэтических метафор. Это и гудение пчел (бучел, по старому) и рокот воды близ глубокой заводи (бучила) и плотные предгрозовые тучи(бычки) и крик выпи (водяного быка) в ночной млге. Бык связывался с пахотными работами, с возрождением, с прибавлением и приростом. Многие народы мира поклонялись золотому тельцу - воплощением земного блага, богатства.

Ярый тур - образ наступающей весны, олицетворение напористого животворящего водного потока и огненного дыхания, который сметает на пути остатки зимней скверны. Бычье око сравнивалось со озерами, имеющими округлую форму и родниками.Быка славилив весенний праздник Турицы и в Коляды. Древнее обычай гласил, что хозяин имел право на такой надел, какой мог запахать за один день. В сказке Добрыня ограждает русские земли от кочевников, пропахав глубокую борозду на огнедышащем Змее, закрепив таким образом священные границы.

Время быка - середина весны. Цвета - рыжий, золотой, синий, красный

Пословицы и приметы:

• Хвать быка за рога - ан вилы в руках

• Богатый, что бык рогатый: в тесные ворота не влезет

Олень - Зверь Родов

Олень (елень) известен человеку с самых древних времен. Еще в незапамятные эпохи ледникового периода люди охотились на оленей. Сейчас основное место обитания рогатых красавцев – северные районы, но образ оленя навсегда сохранился в сказках и легендах.

В символическом плане олень – стремительно убегающая сущность, погоня за которой может привести как в высшие сферы, так и в подземный мир. Бесконечная смена времен года породила образы черного и белого оленя – зимы и лета. Златорогий олень с белой шкурой – летнее небо с сияющим на нем солнцем. Черный олень – смерть, несчастье, долгие и лютые зимние холода.

Олень связывался со священными языческими зимними праздниками – Колядами. Считалось, что олень также покровительствует семье и браку. Во многих народных сказках появление золоторогого оленя на свадьбе - к счастью и долгой жизни.

Олень олицетворяет верховные славянские божества – Рода и Рожаниц, которые изображались на вшивках в виде двух олених или лосих. В позднее славянское время место верховного бога занял Сварог, а затем и Перун. С ним также связан олень. Праздник Перуна 2 августа был последним летним днем, в который можно купаться, потому что в этот день олень мочится в воду и охлаждает ее.

Время оленя - середина зимы и конец лета. Цвета - золотой, рыжий, черный

Пословицы и приметы:

• Хотел оленя словить - да в лес убежал.

Белка - Зверь Перунов

Белка(векша, мысь, урма) - мелкий лесной зверек, за крепкие зубы, как и прочие грызуны (заяц, крот, мышь и крыса), причислен к полку Перунову. Словно молнии разламывают камни и расщеплят деревья, белки ловко разгрызают орехи и желуди. Белка связана с самим понятием света, подобно лучам солнца она проворно прыгает по деревьям. Белка, разгрызающая орехи с золотой скорлупой и жемчужчными (или изумрудными) ядрами - поэтическая метафора, означающая гром и молнии.Во многих странах есть обычай весенней охоты на белку, посвященной громовику.

Время белки - конец лета, начало осени. Цвет - золотой, белый

Пословицы и приметы:

• Белки в деревню забежали - быть войне или другой большой беде

• Векша стрекочет - гостей пророчит

Источник: NewsPlaneta - Планета новостей


Достигнув потолка, начинаешь понимать, что выше начинается чей-то пол...
 
ФОРУМ » Все что нам интересно » Опыт. Практики. Переживания. Методики » Язычество (Боги, культура, обряды)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017Сайт управляется системой uCoz